Аэростаты наблюдения в Первой Мировой войне

Воздушное наблюдение играло важнейшую роль в Первой Мировой войне. Все крупные участники применяли аэростаты наблюдения для слежения за передовой и передвижениями войск.

Эти парящие гиганты использовались для корректировки артиллерийского огня. В то время как аэропланы могли фиксировать вражеские позиции и манёвры на плёнку, наблюдатели, находившиеся в корзинах аэростатов, могли передавать на землю сведения по проводному телефону. Это позволяло новой артиллерии использовать всю мощь больших орудий и накрывать огнём большие пространства.

Впервые аэростаты наблюдения были использованы Французским Аэростатным Корпусом в битве при Флёрюсе в 1794 году.

Старейший из сохранившихся аэростатов наблюдения, «Бесстрашный» (L’Intrepide), выставлен в венском музее военной истории (Heeresgeschichtliches Museum). Их также использовали обе стороны в ходе Гражданской войны в США и во франко-прусской войне.

Первая Мировая стала временем расцвета аэростатов наблюдения. Британцы, несмотря на имевшийся у них опыт в Африке в конце XIX века, запоздали с созданием новых аэростатов и продолжали использовать воздушные шары. Им на смену быстро пришли более совершенные аэростаты, известные как змейковые, их аэродинамическая форма позволяла управлять ими в самых сложных погодных условиях. Немцы первыми разработали аэростат «Парсеваль-Зигсфельд», французы вскоре ответили аэростатом «Како».

Обычно аэростат привязывали стальным тросом к лебёдке, которая удерживала его на нужной высоте (часто до тысячи метров) и опускала на землю после выполнения задания.

Ввиду важности аэростатов наблюдения их прикрывали зенитки, группы пулемётов при полётах на малой высоте, и дежурные аэропланы. Напасть на аэростат было рискованной затеей, но некоторые лётчики отваживались на это. Но во избежание попадания в зону огня зениток и пулемётов они редко снижались до высоты менее 300 метров. Для борьбы с аэростатами уже в 1915 году появились авиаракеты. Французский изобретатель Ив Поль Гастон Ле Прю (1885 – 1963 гг.) во время Первой мировой изобрёл ракеты для борьбы с воздухоплавательными объектами. С 1916 г. на усовершенствованный вариант известного самолёта-биплана марки Ньюпор (N.16) устанавливалось на борт по 8 ракет — каждая длиной 1,4 м. Оснащённые электрическим запалом, ракеты без проблем запускались по желанию пилота биплана, и были фактически безотказны. Они не имели специальных боевых головок: их зажигательного действия было вполне достаточно для уничтожения аэростата. Ракета острым носом резала ткань и пламенем ракетного двигателя поджигала водород, заполнявший оболочку (гелий тогда не применялся). Дальность полёта снарядов составляла 450 м. Прекратили применять авиаракеты Le Prieur в 1917 году, после начала массового производства зажигательных пуль, которые показали гораздо более высокую эффективность против аэростатов.

Для воздушной разведки и корректировки артиллерийского огня германская армия использовала аэростаты наблюдения Drachen; к началу войны у Германии было 8 подразделений, имевших на вооружении подобные аппараты. В книге "Воздухоплавание" (Полозов Н.П., Сорокин М.А.,1940 г.) сообщается: применение привязных аэростатов всеми воюющими сторонами с 1914 г. по 1918 г. непрерывно увеличивалось. Из всех изготовленных для германской армии 1870 оболочек аэростатов по годам были следующие потери: 1914-15 — 30 шт., 1916 — 56 шт., 1917 — 168 шт., 1918 — 401 шт. Причём, большая часть этих воздухоплавательных систем была уничтожена в результате атак самолётов. Я нашёл список немецких авиаторов, сбивших десять и более аэростатов: Фриц фон Рёт – 20 аэростатов (и 28 общий счет побед); Генрих Гонтерманн – 17 (39); Карл Шлегель – 14 (22); Оскар Хеннрих – 13 (20); Фриц Фридрихс – 11 (21); Фриц Хён – 10 (21); Макс Нетер – 10 (26).

Применение аэростатов наблюдения в русской армии – отдельная большая тема, я постараюсь найти время и сделать посвящённую ей публикацию.

Выражение «Аэростат поднимается!» (“The balloon’s going up!”) в английском языке стало популярным и означает «заваруха», «заварили кашу», так как поднятие в воздух наблюдательного аэростата означало скорый обстрел или наступление. «A chap of ours in Denmark in 1940 saw from his own window the German fleet coming down the Kattegat… Of course he knew then the balloon had gone up». (Gr. Greene, ‘Our Man in Havana’, part I, ch. III) — «Один наш парень в Дании в девятьсот сороковом увидел из своего собственного окна, как германский флот идёт через Каттегат… Ну, он сразу понял, что началась заваруха».

Фото: Всеобщий исторический архив; архив Халтона; Австралийский военный мемориал

Французские солдаты у баллонов для наполнения аэростатов наблюдения водородом. 1915 год

Немецкие солдаты вырабатывают энергию для наполнения аэростата наблюдения водородом. 1914 год

Немецкие солдаты наполняют водородом аэростат наблюдения. 1915 год

Аэростат наблюдения Австралийского Королевского Воздушного Корпуса на Западном фронте. Бельгия, 1917 год

Ряд аэростатов заграждения, использовавшихся для подвешивания противовоздушной сети в Бриндизи. Италия, 1918 год

Австралийские солдаты наблюдают за подъёмом аэростата наблюдения. Ипр, Бельгия. 1917 год

Водород закачивается в аэростат наблюдения. 1914 год

Немецкий аэростат наблюдения оснащён «дальнобойной» фотокамерой. 1916 год

Наполнение водородом аэростата наблюдения под Ипром. Бельгия, 1917 год

Аэростат наблюдения запускается над Ипром для засекания вражеской артиллерии. Бельгия, 1917 год

Аэростат наблюдения над разрушенным Ипром. Бельгия, 1917 год

Аэростат наблюдения готовят к подъёму. Ипр, Бельгия, 1917 год

Офицер готовится подняться на аэростате наблюдения. Ипр, Бельгия, 1917 год

Немецкий аэростат наблюдения в полёте. 1915 год

Аэростат наблюдения поднимается на французском фронте. 1915 год

Немецкие солдаты помогают высотному наблюдателю избавиться от тяжёлой одежды. 1915 год

Горящий на земле аэростат после германской воздушной атаки. 1916 год

Немецкий наблюдатель прыгает из корзины аэростата с парашютом. 1916 год

Наблюдателя снимают с дерева после того, как он выпрыгнул с парашютом из корзины аэростата наблюдения. 1918 год

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*